Об особенностях организации туристических походов с учащимися по территории России

Об особенностях организации туристических походов с учащимися по территории России (на примере похода воспитанников Хотьковской школы-интерната по территории Краснодарского края в период осенних каникул 2013 года).

 

Полюдченков И. П., учитель биологии и географии, ufhbrs@mail.ru; Полюдченков П. А., учитель информатики, polyudchenkovpavel@mail.ru

ГБОУ Хотьковская школа-интернат V вида МО.

 

Новым федеральным государственным образовательным стандартом для среднего общего образования (3) не предусмотрена обязательная туристическая деятельность с учащимися, но остаётся вполне допустимой, как одна из разновидностей внеклассной деятельности. Поэтому, занятие туристической деятельностью со школьниками полностью зависит от многих факторов: желания учителя (свободное время, оплата труда и др.), наличия походного инвентаря, интересов администрации учебного учреждения и др.

В современной методологической литературе нет однозначной трактовки понятия «туристическая деятельность со школьниками». В нашей работе мы трактуем данное понятие как целенаправленный комплекс мер по овладению учащимися основных навыков по выживанию в дикой природе (умения ставить палатку, разжигать костер, собирать дрова, готовить еду на открытом огне и др.).

Уже не первый год в нашей школе на базе школьного географического общества «Лесная братва» работает туристический кружок (1). Огромную помощь в приобретении современного туристического инвентаря (палатки, спальники и др.) нашему кружку оказал благотворительный фонд «Абсолют-Помощь», исполнительным директором которого является Крюков Георгий Валерьевич. Сейчас в кружке занимаются учащиеся 7-10 классов, в основном дети-сироты. Учащиеся под руководством учителя осуществляют туристические выходы разной степени сложности и продолжительности на близлежащие к школе территории (до 10 км) в соответствии с целями каждого похода (спортивное ориентирование, составление плана территории, расчистка лесных завалов, уборка мусора и др.).

С целью проверки готовности учащихся к длительным походам в период осенних каникул 2013 года (02-08 ноября 2013) для группы детей-сирот Хотьковской школы-интерната был организован туристический поход по территории Краснодарского края продолжительностью пять дней. Для осуществления данного мероприятия потребовался месяц напряжённой работы. Особенную благодарность хотим выразить благотворительному фонду «Абсолют-Помощь» в лице исполнительного директора Крюкова Георгия Валерьевича, который взял на себя все транспортные расходы похода: оплату железнодорожного и автомобильного транспорта. В то время, как администрация школы добивалась разрешения Министерства образования Московской области на проведение похода и согласовывала меню с санитарно-эпидемиологической службой, ребята – участники похода занимались разработкой маршрута группы, оценкой климатических условий региона и подготовкой инвентаря.

Место ночлега для первых нескольких дней было решено выбрать непосредственно вблизи моря около базы отдыха «Парус» в пяти километрах от села Прасковеевка. Прибыв в конечную точку маршрута и пообщавшись с местными жителями, мы уже через два часа разбили лагерь в двух километрах от моря, рядом с уютным родником. Место было ухоженное, там имелся деревянный стол с бревнами в качестве скамеек, и печкой для приготовления пищи, выложенной из пеноблоков. Лагерь был надежно укрыт от проходившей неподалёку дороги зарослями колючего кустарника.

За два дня, проведенных на этом месте, ребята успели вдоволь накупаться в море, неоднократно посетить местную достопримечательность – памятник природы «скалу Парус» и даже полазить по прибрежным скалам. На третий день (самый жаркий за все время экспедиции) было решено отправиться по дальнему маршруту: к памятнику природы «Пшадские водопады». Для этого мы с утра прошли 3 километра до ближайшей автобусной остановки, потом проехали около 50 километров на микроавтобусе до села Пшада, а оттуда отправились пешком по грунтовой дороге по направлению на север. Примерно через полтора часа остановились у «Деревни дольменов», где немного отдохнули, искупались и сфотографировались. Из разговора со встреченными туристами, мы узнали, что до Пшадских водопадов за один день нам не дойти, и поэтому изменили свой маршрут в сторону самого ближайшего к нам водопада. Правда, до него тоже оказалось не близко, ребята очень устали лезть вверх по горам к спасительной прохладе водопада. По пути мы набрели на закрытое летнее кафе «Затерянный мир», хозяин которого, дедушка Владимир, по неписаным законам кавказского гостеприимства угостил нас травяным чаем с медом. В лагерь удалось вернуться только вечером.

На следующий день мы решили поменять место дислокации и переехали ближе к Новороссийску – поселку Абрау-Дюрсо, центру шампанского виноделия России. Палатки установили неподалеку от озера Абрау, на склоне горы, покрытой буковым лесом. За время нахождения на новом месте, ребята посетили с экскурсией завод по производству шампанских вин (без дегустации), прогулялись по подвалам, в которых хранится готовое шампанское, сходили на рыбалку, посетили памятник природы «озеро Лиманчик».

За все время похода осенняя погода радовала нас необычайно высокими температурами для данного времени года, безветренным режимом и малой облачностью, правда за день до отъезда прошел небольшой дождик. Во время ожидания поезда домой на вокзале Новороссийска мы с ребятами успели прогуляться по набережной города, посетить с экскурсией корабль-музей крейсер «Михаил Кутузов». Данный туристический поход очень понравился ребятам, и они с радостью ожидают следующего.

На наш взгляд, внеклассная туристская краеведческая работа со школьниками очень важна, так как она, во-первых, способствует социальной адаптации личности учащихся в обществе; во-вторых, прививает интерес учащихся к исследованию окружающей их природы в целом и к школьному предмету география, в частности; в-третьих, повышает экологическую компетенцию подрастающего поколения; в-четвертых, способствует развитию патриотизма и эстетической культуры детей (2).

 

Список литературы:

  1. Полюдченков И.П. Организация внеклассной работы по географии (на примере Хотьковской школы-интерната)//сборник материалов международной научно-методической конференции. М.: 2011. С. 277-278.
  2. Полюдченков И.П. Факультативный курс «Особо охраняемые природные территории своего края»//сборник материалов всеукраинской научно-методической конференции. 2000. №21. С. 21-34.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010г., № 1897). — 50 с.
Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s