ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА В ХОТЬКОВСКОЙ КОРРЕКЦИОНННОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ V ВИДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

И.П. Полюдченков

 

Согласно требованиям нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта для среднего общего образования (ФГОС) современный учитель географии обязан ориентироваться на становлении личностных характеристик выпускника, среди которых встречается немало географически важных: любить свою родину, уважать свой народ и его традиции, активно и заинтересованно познавать окружающий мир, уметь учиться, применять полученные знания на практике и многие другие. Но в условиях сильно ограниченного по времени урока и в связи с реализацией других немаловажных положений ФГОСа, порой не всегда удаётся целенаправленно подойти к их выполнению. Тогда за помощью педагог может прибегнуть к региональному компоненту основного общего образования (тут имеется ряд сложностей в зависимости от региона страны) или к дополнительному образованию (в современной школе учителя-предметники обязаны уделять на это десять часов в неделю). Остановимся более подробно на последнем. В отечественной педагогике существуют разнообразные формы организации дополнительного образования с обучающимися, выбор которых полностью ложится на плечи учителя.

В практике работы нашей школы мы решили использовать форму школьного географического общества (ШГО). Под школьным географическим обществом мы понимаем добровольно созданную в школе формальную некоммерческую организацию учителей-предметников и обучающихся, заинтересованных в получении дополнительных знаний по географии и смежным дисциплинам (биология, химия и др.). Работа обучающихся в ШГО осуществляется в послеурочное время и строится на принципах школьного самоуправления – выбирается тайным голосованием обучающихся президент общества сроком на один учебный год, который координирует работу всех участников и помогает учителям в организации мероприятий. Вступить в ряды ШГО может любой желающий обучающийся школы, начиная с 5-го класса. Каждую четверть проводятся открытые заседания ШГО, на которых обсуждаются итоги работы общества и планы на будущее, а также проводится традиционное чаепитие. Внутри ШГО между его участниками формируется доброжелательная атмосфера труда и сотрудничества, взаимопомощи. Каждый член географического общества может заниматься своим любимым делом (художественное оформление стенгазет, выступление с докладами на публике, разработка маршрутов туристических походов, проектная работа и др.), а также при желании попытаться попробовать свои силы в других видах деятельности.

Школьное географическое общество «Лесная Братва» (название было предложено обучающимися и выбрано большинством голосов) Хотьковской школы-интерната V вида Московской области ведет свою деятельность, начиная с сентября 2012 года. В школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (речевые отклонения) со всей Московской области, среди которых есть дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. С целью повышения социализации обучающихся и воспитанников, а также дальнейшего развития экологической культуры подрастающего поколения за время существования ШГО накопилось большое количество направлений работы с детьми, среди которых особо хотелось выделить:

туризм. В рамках этого направления работы с обучающимися организуются туристические походы (однодневные и многодневные) по территории страны. Во время туристических походов члены ШГО обучаются разводить костры разных типов, самостоятельно готовить пищу на открытом огне приобретают умение общения в замкнутом коллективе и основные навыки выживания в дикой природе. Огромную помощь в покупке туристического инвентаря оказал Благотворительный Фонд «Абсолют-Помощь» (исполнительный директор Крюков Георгий Валерьевич) – палатки, рюкзаки, спальные мешки и др. Учителю очень важно стараться показать разнообразие красот родного края, поэтому походы всегда планируются в труднодоступные и на природно-значимые объекты. Разрабатывают маршрут и составляют меню на несколько дней сами участники похода, учитель на этом этапе только поможет помогать советом, но, ни в коем случае не навязывать своего мнения. Самым большим и успешным туристическим походом, который нам удалось осуществить, является восьмидневный пеший поход по территории Краснодарского края в период осенних каникул 2013 года (обучающиеся посетили много интересных мест: скалу Парус, Пшадские водопады, завод шампанских вин Абрау-Дюрсо, корабль-музей крейсер «Михаил Кутузов» и др.).

проектная деятельность. В начале учебного года члены ШГО самостоятельно выбирают себе темы, интересные для изучения (или продолжают заниматься разработкой уже существующих). После поиска, анализа литературы в школьной библиотеке и интернете, обучающиеся с помощью учителя придумывают гипотезу, цель и план будущего исследования, к выполнению которого приступают после детальной проработки теоретической базы. Школьные исследования, проводимые членами ШГО, очень разнообразны, нередко школьники объединяются в группы, стараются распределить обязанности. Учителю приходится очень часто проверять, на какой стадии находится исследование, мотивировать обучающихся на продолжение долгосрочных проектов, помогать им с проведением сложных химических анализов и т.п. После завершения исследования, члены ШГО в послеурочное время активно занимаются подготовкой к выступлениям на конференциях различных уровней со своими исследовательскими проектами. При оформлении наглядных материалов обучающиеся используют современные информационные технологии, печатают отснятые фотографии в фотостудии школы.

просвещение. Свободное от проектов время обучающиеся-члены ШГО используют для своего культурного развития. За время работы ШГО, участники посетили несколько музеев, среди которых Палеонтологический музей, Дарвиновский биологический музей, геолого-минералогический музей им. А.Е. Ферсмана, музей космонавтики, Третьяковская галерея, побывали в ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород» на выставке орхидейных растений, а также международной открытой лекции в МГУ им. Ломоносова «Шри-Ланка – страна сапфиров». Школьное географическое общество активно сотрудничает с Московским Государственным Областным Университетом (МГОУ). На базе МГОУ с обучающимися проводятся дополнительные занятия по микробиологии, где школьники самостоятельно изготавливают микропрепараты с живыми культурами и наблюдают за удивительным миром микроорганизмов, используя современное электронное оборудование. Члены ШГО также неоднократно посещали геолого-минералогический музей МГОУ, где с ними проводились практические занятия по минералогии.

природоохранная деятельность. Огромную помощь в работе этого направления ШГО оказывает тесное сотрудничество с международной организацией «Greenpeace» («Гринпис») и их всероссийским движением «Возродим наш лес». Члены географического общества всегда с радостью принимают участие в различных компаниях и проектах, устраиваемых «Гринпис» («Весна без огня», «Флаг будущего» и др.), они были приглашены в 2014 году в школьную летнюю экологическую экспедицию на территории национального парка «Мещерский» (на территории Рязанской области). Итогом нашей работы стало создание на территории школы питомника лесных растений, где участники географического общества выращивают саженцы молодых деревьев (дубы, липы, лиственницы и др.) и высаживают их на ежегодных мероприятиях по озеленению и благоустройству города. Во время конференций члены географического общества заводят новых друзей из других школ, мы продолжаем сотрудничать с ними, увеличивая своих границы интересов.

На наш взгляд, практические занятия с обучающимися при проведении исследований во время экспедиций или туристических походов интересны ребятам и значат для них гораздо больше, чем обычные программные уроки. По этой причине современному учителю очень важно уметь правильно комбинировать школьный компонент географического образования и дополнительное географическое обучение: стараться подкреплять у обучающихся полученные знания на практике и заинтересовывать их через исследовательскую деятельность школьным предметом. Школьникам очень нравится дополнительно заниматься в географическом обществе, потому что они видят значимость своей работы для окружающих, учатся бережному отношению к природе, у них формируются коммуникативные навыки. Хочется порекомендовать всем учителям географии создавать свои школьные географические общества и пожелать успехов в их работе.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s