АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 6 КЛАСС

 Государственное бюджетное специальное(коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Хотьковская специальная (коррекционная) общеобразовательная 

школа-интернат V вида Московской области

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

6 «А» КЛАСС

 Составитель: Полюдченков Игорь Павлович

учитель первой квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Данная адаптированная рабочая программа по биологии для 6 класса соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:

  • Основной образовательной программы основного общего образования

ГБОУ ХШИ V вида МО;

  • Учебного плана на 2015-2016 учебный год ГБОУ ХШИ V вида МО;
  • Авторской программы общеобразовательных учреждений. Биология. 5-9 классы, В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов — М.: Дрофа, 2015 г.;
  • УМК «Биология» для 6 класса. В. В. Пасечник.

Согласно учебному плану дано: в неделю — 1 час, в год — 34 часа.

 Цель данной программы

  • формирование основ экологической грамотности подрастающего поколения: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; осознание необходимости сохранения биологического разнообразия и природных мест обитания;

Задачи данной программы

 Задачи обучения:

  • Формирование у обучающихся представлений о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности людей.
  • Систематизация знаний обучающихся об объектах живой природы, которые они получили при изучении основ естественно-научных знаний в начальной школе.
  • Освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма.

Задачи развития:

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, работы с различными источниками информации.
  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты.

Задачи воспитания:

  • Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.
  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.

Особенности данной программы

Форма промежуточной и итоговой аттестации – промежуточная и итоговая аттестация проходит в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Изменения, внесенные в программу:

  1. В соответствии с учебным планом образовательной организации и спецификой обучаемого контингента, начало изучения предмета «Биология» 6 класс происходило раньше, в 5 классе (1 час в неделю), а заканчивается в этом году обучения.
  2. Календарно-тематическое планирование 6 класса рассчитано на 34 часа (1 час в неделю), и захватывает весь учебный материал после темы «Основные этапы развития растительного мира», пройденной ранее.

 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Раздел 2. Жизнь растений (10 ч)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Раздел 3. Классификация растений (6 ч)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3-4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности).

Раздел 4. Природные сообщества (3 ч)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

 Лабораторные работы:

«Изучение строения семян двудольных растений».

«Изучение строения семян однодольных растений».

«Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы».

«Корневой чехлик и корневые волоски».

«Строение почек. Расположение почек на стебле».

«Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение».

«Строение кожицы листа. Клеточное строение листа».

«Внутреннее строение ветки дерева».

«Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)».

«Изучение строения цветка».

«Ознакомление с различными видами соцветий».

«Ознакомление с сухими и сочными плодами».

«Передвижение веществ по побегу растения».

«Определение всхожести семян растений и их посев».

«Вегетативное размножение комнатных растений».

 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса биологии 6 класса обучающийся должен:

знать /понимать

  • внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
  • видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений;
  • основные процессы жизнедеятельности растений;
  • особенности минерального и воздушного питания растений;
  • виды размножения растений и их значение;
  • основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
  • характерные признаки однодольных и двудольных растений;
  • важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народохозяйственное значение;
  • взаимосвязь растений с другими организмами;
  • растительные сообщества и их типы;
  • закономерности развития и смены растительных сообществ;
  • о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека;

уметь

  • различать и описывать органы цветковых растений;
  • объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
  • изучать органы растений в ходе лабораторных работ;
  • анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
  • осуществлять описание изучаемого объекта;
  • определять отношения объекта с другими объектами;
  • определять существенные признаки объекта;
  • классифицировать объекты;
  • проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией;
  • характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
  • объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
  • устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
  • показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
  • объяснять роль различных видов размножения у растений;
  • определять всхожесть семян;
  • анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
  • под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов;
  • делать морфологическую характеристику растений;
  • выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
  • работать с определительными карточками;
  • различать объём и содержание понятий;
  • различать родовое и видовое понятия;
  • определять аспект классификации;
  • осуществлять классификацию;
  • устанавливать взаимосвязи растений с другими организмами;
  • определять растительные сообщества и их типы;
  • объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
  • проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах;
  • под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

уроков

 

 

Наименование разделов и тем

 

Плановые сроки прохождения темы

 

 

Фактические сроки прохождения темы

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)
1. Строение семян двудольных растений. Лабораторная работа № 1 «Изучение строения семян двудольных растений».    
2. Строение семян однодольных растений. Лабораторная работа № 2 «Изучение строения семян однодольных растений».    
3. Виды корней. Типы корневых систем. Лабораторная работа № 3 «Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы».    
4. Строение корней. Лабораторная работа № 4 «Корневой чехлик и корневые волоски».    
5. Условия произрастания и видоизменения корней.    
6. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Лабораторная работа № 5 «Строение почек. Расположение почек на стебле».    
7. Внешнее строение листа. Лабораторная работа № 6 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение».    
8. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Лабораторная работа № 7 «Строение кожицы листа. Клеточное строение листа».    
9. Строение стебля. Многообразие стеблей. Лабораторная работа № 8 «Внутреннее строение ветки дерева».    
10. Видоизменение побегов. Лабораторная работа № 9 «Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)».    
11. Цветок и его строение. Лабораторная работа № 10 «Изучение строения цветка».    
12. Соцветия. Лабораторная работа № 11 «Ознакомление с различными видами соцветий».    
13. Плоды и их классификация. Лабораторная работа № 12 «Ознакомление с сухими и сочными плодами».    
14. Распространение плодов и семян.    
Глава 2. Жизнь растений (10 часов)
15. Минеральное питание растений.    
16. Фотосинтез.    
17. Дыхание растений.    
18. Испарение воды растениями. Листопад.    
19. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Лабораторная работа № 13 «Передвижение веществ по побегу растения».    
20. Прорастание семян. Лабораторная работа № 14 «Определение всхожести семян растений и их посев».    
21. Способы размножения растений.    
22. Размножение споровых растений.    
23. Размножение семенных растений.    
24. Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Лабораторная работа № 15 «Вегетативное размножение комнатных растений».    
Раздел 3. Классификация растений (6 часов)
25. Систематика растений.    
26. Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные.    
27. Семейства Паслёновые и Бобовые.    
28. Семейство Сложноцветные.    
29. Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные.    
30. Важнейшие сельскохозяйственные растения.    
Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)
31. Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе.
32. Экскурсия «Развитие и смена растительных сообществ».
33. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.
Заключение (1 час)
34. Обобщение знаний.

Общее количество часов по программе 34 ч (1 час в неделю).

   

 ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Для учителя: 

  1. Программа основного общего образования. Биология –– В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов.
  2. Биология: Методическое пособие для учителей. 2009 г.
  3. Биология. Бактерии, грибы, растения. Учебник для 6 классов общеобразовательных заведений / В.В. Пасечник – 11 изд., испр. – М.: Дрофа, 2008.

Для ученика:

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. Учебник для 6 классов общеобразовательных заведений / В.В. Пасечник – 11 изд., испр. – М.: Дрофа, 2008.
  2. Рабочая тетрадь по биологии к учебнику Н.И. Сонина «Живой организм» 6 класс. М., Дрофа, 2010.
  3. В.В Пасечник, Т.А Снисаренко. Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В.В. Пасечника «Биология. 6 класс». 11-е издание, стереотипное. М., Дрофа, 2008.

 

Оставьте комментарий