Государственное бюджетное специальное(коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Хотьковская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат V вида Московской области
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
6 «А» КЛАСС
Составитель: Полюдченков Игорь Павлович
учитель первой квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная адаптированная рабочая программа по биологии для 6 класса соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и разработана на основе:
- Основной образовательной программы основного общего образования
ГБОУ ХШИ V вида МО;
- Учебного плана на 2015-2016 учебный год ГБОУ ХШИ V вида МО;
- Авторской программы общеобразовательных учреждений. Биология. 5-9 классы, В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов — М.: Дрофа, 2015 г.;
- УМК «Биология» для 6 класса. В. В. Пасечник.
Согласно учебному плану дано: в неделю — 1 час, в год — 34 часа.
Цель данной программы
- формирование основ экологической грамотности подрастающего поколения: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; осознание необходимости сохранения биологического разнообразия и природных мест обитания;
Задачи данной программы
Задачи обучения:
- Формирование у обучающихся представлений о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности людей.
- Систематизация знаний обучающихся об объектах живой природы, которые они получили при изучении основ естественно-научных знаний в начальной школе.
- Освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма.
Задачи развития:
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, работы с различными источниками информации.
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты.
Задачи воспитания:
- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.
Особенности данной программы
Форма промежуточной и итоговой аттестации – промежуточная и итоговая аттестация проходит в соответствии с уставом образовательного учреждения.
Изменения, внесенные в программу:
- В соответствии с учебным планом образовательной организации и спецификой обучаемого контингента, начало изучения предмета «Биология» 6 класс происходило раньше, в 5 классе (1 час в неделю), а заканчивается в этом году обучения.
- Календарно-тематическое планирование 6 класса рассчитано на 34 часа (1 час в неделю), и захватывает весь учебный материал после темы «Основные этапы развития растительного мира», пройденной ранее.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Раздел 2. Жизнь растений (10 ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Раздел 3. Классификация растений (6 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3-4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности).
Раздел 4. Природные сообщества (3 ч)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Лабораторные работы:
«Изучение строения семян двудольных растений».
«Изучение строения семян однодольных растений».
«Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы».
«Корневой чехлик и корневые волоски».
«Строение почек. Расположение почек на стебле».
«Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение».
«Строение кожицы листа. Клеточное строение листа».
«Внутреннее строение ветки дерева».
«Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)».
«Изучение строения цветка».
«Ознакомление с различными видами соцветий».
«Ознакомление с сухими и сочными плодами».
«Передвижение веществ по побегу растения».
«Определение всхожести семян растений и их посев».
«Вегетативное размножение комнатных растений».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса биологии 6 класса обучающийся должен:
знать /понимать
- внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
- видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений;
- основные процессы жизнедеятельности растений;
- особенности минерального и воздушного питания растений;
- виды размножения растений и их значение;
- основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
- характерные признаки однодольных и двудольных растений;
- важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народохозяйственное значение;
- взаимосвязь растений с другими организмами;
- растительные сообщества и их типы;
- закономерности развития и смены растительных сообществ;
- о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека;
уметь
- различать и описывать органы цветковых растений;
- объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
- изучать органы растений в ходе лабораторных работ;
- анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
- осуществлять описание изучаемого объекта;
- определять отношения объекта с другими объектами;
- определять существенные признаки объекта;
- классифицировать объекты;
- проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией;
- характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
- объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
- устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
- показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
- объяснять роль различных видов размножения у растений;
- определять всхожесть семян;
- анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
- под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов;
- делать морфологическую характеристику растений;
- выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
- работать с определительными карточками;
- различать объём и содержание понятий;
- различать родовое и видовое понятия;
- определять аспект классификации;
- осуществлять классификацию;
- устанавливать взаимосвязи растений с другими организмами;
- определять растительные сообщества и их типы;
- объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
- проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах;
- под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ уроков |
Наименование разделов и тем |
Плановые сроки прохождения темы
|
Фактические сроки прохождения темы |
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов) | |||
1. | Строение семян двудольных растений. Лабораторная работа № 1 «Изучение строения семян двудольных растений». | ||
2. | Строение семян однодольных растений. Лабораторная работа № 2 «Изучение строения семян однодольных растений». | ||
3. | Виды корней. Типы корневых систем. Лабораторная работа № 3 «Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы». | ||
4. | Строение корней. Лабораторная работа № 4 «Корневой чехлик и корневые волоски». | ||
5. | Условия произрастания и видоизменения корней. | ||
6. | Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Лабораторная работа № 5 «Строение почек. Расположение почек на стебле». | ||
7. | Внешнее строение листа. Лабораторная работа № 6 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение». | ||
8. | Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Лабораторная работа № 7 «Строение кожицы листа. Клеточное строение листа». | ||
9. | Строение стебля. Многообразие стеблей. Лабораторная работа № 8 «Внутреннее строение ветки дерева». | ||
10. | Видоизменение побегов. Лабораторная работа № 9 «Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)». | ||
11. | Цветок и его строение. Лабораторная работа № 10 «Изучение строения цветка». | ||
12. | Соцветия. Лабораторная работа № 11 «Ознакомление с различными видами соцветий». | ||
13. | Плоды и их классификация. Лабораторная работа № 12 «Ознакомление с сухими и сочными плодами». | ||
14. | Распространение плодов и семян. | ||
Глава 2. Жизнь растений (10 часов) | |||
15. | Минеральное питание растений. | ||
16. | Фотосинтез. | ||
17. | Дыхание растений. | ||
18. | Испарение воды растениями. Листопад. | ||
19. | Передвижение воды и питательных веществ в растении. Лабораторная работа № 13 «Передвижение веществ по побегу растения». | ||
20. | Прорастание семян. Лабораторная работа № 14 «Определение всхожести семян растений и их посев». | ||
21. | Способы размножения растений. | ||
22. | Размножение споровых растений. | ||
23. | Размножение семенных растений. | ||
24. | Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Лабораторная работа № 15 «Вегетативное размножение комнатных растений». | ||
Раздел 3. Классификация растений (6 часов) | |||
25. | Систематика растений. | ||
26. | Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные. | ||
27. | Семейства Паслёновые и Бобовые. | ||
28. | Семейство Сложноцветные. | ||
29. | Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные. | ||
30. | Важнейшие сельскохозяйственные растения. | ||
Раздел 4. Природные сообщества (3 часа) | |||
31. | Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе. | ||
32. | Экскурсия «Развитие и смена растительных сообществ». | ||
33. | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. | ||
Заключение (1 час) | |||
34. | Обобщение знаний.
Общее количество часов по программе — 34 ч (1 час в неделю). |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Для учителя:
- Программа основного общего образования. Биология –– В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов.
- Биология: Методическое пособие для учителей. 2009 г.
- Биология. Бактерии, грибы, растения. Учебник для 6 классов общеобразовательных заведений / В.В. Пасечник – 11 изд., испр. – М.: Дрофа, 2008.
Для ученика:
- Биология. Бактерии, грибы, растения. Учебник для 6 классов общеобразовательных заведений / В.В. Пасечник – 11 изд., испр. – М.: Дрофа, 2008.
- Рабочая тетрадь по биологии к учебнику Н.И. Сонина «Живой организм» 6 класс. М., Дрофа, 2010.
- В.В Пасечник, Т.А Снисаренко. Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В.В. Пасечника «Биология. 6 класс». 11-е издание, стереотипное. М., Дрофа, 2008.